Как начать жить своей жизнью: расхламляем дом, чтобы узнать себя настоящего (Психология)
В последнее время я все меньше слышу запросов «хочу денег, и побольше» и «хочу срочно замуж». Люди постепенно стали понимать, что самые красивые, кайфовые деньги приходят через собственную реализацию, приносящую глубокое удовлетворение от использования своих талантов. А истинный партнер (не модный аксессуар в виде статусного мужчины или красивой женщины) приходит только на вас истинного.
А где он, этот истинный вы? За слоями фейковой личности, которую с детства пришлось натянуть, чтобы стать одобряемым, хорошим и — как кажется — любимым, уже и не видать себя истинного. А заодно и своих истинных желаний, исполнение которых принесет глубокое удовлетворение, а не мгновенный эго-эффект: «О да, я это получил, я крутой. Но теперь мне этого мало, хочу еще и вот это». И так цикл за циклом. Почему так происходит? Из-за встроенной с детства программы. Их много, есть список определенных негативных родительских предписаний по Эрику Берну. Среди них и «не будь собой», которое запрещает выбирать себя, свои вещи, людей, события. Человек постепенно перестает чувствовать, где его истинное, а где чужое.
Предписание «Не будь собой»
Все начинается с семьи, если в ней интересовало удобство ребенка, покладистость, успешность в школе. А это никак не сочетается с яркой личностью. Поэтому, чтобы выжить, пришлось себя интуитивно «притушить».
Как формируется такое предписание
-
Родители не видят талантов и способностей ребенка, критикуют и сравнивают с другими. Трансляция: любовь надо заслужить, надо быть хорошим, больше стараться. «Почему он может, а ты нет? Почему они учатся лучше?»
-
Оба родителя или один из родителей не хотел ребенка. Трансляция: «Я тебя не хотел, но раз уж ты родился, докажи, что ты имеешь право жить тут, будь таким, каким я хочу».
-
Родители дают ребенку жизнь «в кредит». Трансляция: родители все сделали для тебя, теперь возвращай долги, осуществляй их планы. «Не живи для себя, живи для меня».
-
Негативный образ значимого взрослого. «Я никогда не буду такой, как …моя мама (папа, дедушка, бабушка, тетя…)». Все усилия тратятся на то, чтобы не стать самой собой, и тогда получается тот же взрослый, но в перевернутом виде. Ребенок идет по антисценарию, а это такое же отсутствие сепарации и зависимость, только со знаком минус.
-
Родители хотели ребенка другого пола, поэтому работает установка «Не будь своего пола» — носи другую одежду, говори иначе, интересуйся другими вещами.
Нет истинной личности, не слышите призывов души — значит, и вещи в дом не сможете подобрать для себя. Будете собирать постоянно для кого-то или под влиянием мейнстрима, чтобы быть одобренным или перехватить немного успеха нашумевшего бренда.
«Не будь собой»… и «собери весь дом не из себя» — продолжила бы я. Собирайте все эти вещи, которые не про вас. Коллекционируйте то, что модно, держите дома подарки, до которых вам нет дела, вытирайте тщательно пыль с банкетки, которая вас бесит, годами держите библиотеку, собранную дедушкой под его же вкусы. Или сами соберите обширную библиотеку, где книги в три ряда, и никто не знает, что именно стоит во втором и третьем.
Последствия предписания
-
непонимание своих желаний («хочу хотеть»),
-
проживание «не своей жизни»,
-
отсутствие ясных ориентиров,
-
потеря смысла в жизни, желание исчезнуть,
-
невнимательность к себе, аутоагрессия,
-
непрекращающиеся чувство стыда и вины за свои истинные проявления,
-
комплекс «хорошей девочки» (или мальчика),
-
невротический перфекционизм.
Тест
Тест: Перфекционист ли вы?
1/10
Как вы обычно готовитесь к отпуску?
Отбираю лучшие варианты и сравниваю их между собой
Позволяю другим сделать выбор за меня
Планирую его за несколько месяцев
Возвращаюсь в одно и то же место
При чем тут дом
Найти себя под слоями фейковой личности поможет ваш дом, потому что он лучше всего отражает нашу «искусственную» часть — слои ненужных вещей, нежеланных подарков, устаревшей нелюбимой мебели, аксессуаров, купленных по случаю и от скуки.
С чего начать? С самого простого. С некой вещи, которая стоит относительно недорого, представлена в разных вариантах и может часто использоваться вами. Например, с выбора чашки, из которой вы будете каждый день пить чай, кофе, воду.
Личный опыт
За «своей» чашкой однажды я поехала аж в Копенгаген. Я работала главным редактором в глянцевом журнале, и у меня возникло желание создать себе новый имидж, максимально близкий к тогдашнему моему настроению. Но я не видела себя четко в новом образе: не понимала, какой стиль будет мне подходить, совершенно не знала, в какую сторону стоит двигаться. Не хватало важных пазлов. Такое случается, когда человек не очень ясно ощущает сигналы от своих внутренних структур.
Я решила начать с малого, с небольшого аксессуара, с которым я планирую контактировать каждый день, — чашки
Стала думать, какая именно подойдет мне. Не подойдет чашка с «прикольными» надписями наподобие «Машуля — любимая кисуля», с множеством аляповатых элементов и декора, из терракоты, грубого фаянса, маленькая (я пью чай в довольно больших объемах). Точно меня не обрадует чашка с элементами сказочных мотивов, барельефами лягушек, мухоморов и ягод.
Мне нужна была изящная, простая по конструкции чашка из белого костяного фарфора, без декора и золотой отводки, максимально лаконичная, но которая бы дорого смотрелась за счет материала и исполнения. Я нашла такую в каталоге известной фирмы, но продавались они только в Дании. Доставки тогда не было, и я запланировала себе «редакционную поездку на выставку» в Копенгаген, рассчитывая заодно приобрести чашку в бутике.
Все это — выбор чашки по каталогу, заказ билетов, отеля, поиск адреса бутика, выделение суммы — уже походило на процесс «самопознания» и «дозревания». Чем больше я рассматривала чашку, представляла себе, как я буду ей пользоваться, тем яснее я представляла себе и остальные вещи, и лайфстайл, который я хотела бы иметь на посту главного редактора. Исходящий изнутри меня, а не такой, «какой получился», или копирующий чужой. Это целый процесс, интересная работа по самопознанию, поиску смыслов через вещи и символы.
Почему такой подход работает
Любой предмет является носителем архетипа — символа, в котором заключен целый кластер глубинных значений, очень актуальных для вас. И вы выбрали его не просто так. Вы сделали это интуитивно, бессознательно, а значит, или уже являетесь активным носителем подобного архетипа, или же желаете его пробудить.
Архетип в психологии — это, по Карлу Юнгу, некий универсальный образ, символ, модель или сценарий поведения, который содержится в коллективном бессознательном. То есть понятен интуитивно абсолютно всем людям. Этот образ повторяется в культуре всех народов мира, в их мифологии, литературе, искусстве (например: Звезда, Король, Корона, Солнце, Мать, Мудрец).
Заполняя дом рандомными предметами, случайно купленными вещами, нежеланными подарками, мы только отдаляем себя от своей истинной сути. Изменив подход к его обустройству, вы сможете избавиться от влияния чужих мнений, критики, ожиданий и понять, где — ваше и чего вы действительно хотите.