Смысл сериала «Урок» 2025 года: что значит финал истории с Юрой Борисовым - Онлайн-журнал - статьи о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Стиль жизни

Смысл сериала «Урок» 2025 года: что значит финал истории с Юрой Борисовым

Смысл сериала «Урок» 2025 года: что значит финал истории с Юрой Борисовым

Кадр из сериала «Урок»

Соцсети

О чем сериал «Урок»

Сериал «Урок» начал выходить на стриминговом сервисе Okko 25 апреля 2025 года. Главную роль в нем сыграл актер Юра Борисов, ставший кумиром кинозрителей после выхода драмы Шона Бейкера «Анора», который получил премию «Оскар» как «Лучший фильм» в 2024 году.

Главный герой сериала — бывший музыкант Антон. Он потерял любимую девушку и провел год в реабилитационной клинике: вернувшись к обычной жизни, он устраивается учителем в школу в своем родном городе. Теперь Антону приходится строить свою жизнь с нуля, а вместе с этим — искать общий язык с подростками и собственным старшим братом, который всегда был его полной противоположностью.

В сериале также сыграли Даниил Воробьев, Ольга Лерман, Аюш Очир-Горяев, Алена Долголенко и другие актеры. Сериал получил хорошие отзывы зрителей: на сервисе его оценка — 7,4 из 10, а сам проект некоторые зрители в рецензиях называют «отличным сериалом про то, что человек может изменить все». При этом финал «Ученика», как пишут некоторые пользователи соцсетей, вышел «скомканным» — чтобы понять, почему так произошло и в чем на самом деле заканчивается история Антона, Psychologies попросил рассказать психолога, которая тоже посмотрела этот сериал.

Дарья Фролова

Психолог, гештальт-терапевт, директор по продукту в сервисе консалтинга для бизнеса Поговорим.онлайн

Телеграм

Антон — молодой репер, сбившийся с пути и проходящий глубокий кризис после аварии, в которой по его вине погибла его девушка.

Он возвращается в родной Пермский край, чтобы попросить деньги у семьи и узнает, что пока он лежал в рехабе после аварии, погибла его мать, а старший брат продает их общий дом. Брат работает учителем и соглашается отдать ему половину вырученных средств при условии, что Антон останется преподавать в школе творческий класс для выпускников на полгода. И Антон соглашается.

«Брат на брата»

В начале картины мы видим две фигуры, двух братьев.

Костя — ответственный, стабильный, образованный и интеллигентный, работает учителем, остался жить с мамой, когда младший брат уехал в Москву, навещает родителей погибшей девушки, которую когда-то любил.

Антон — непослушный, выходящий за рамки общепринятой нормы, ошибающийся, нарушающий законы и правила хулиган. Но именно Антон становится для детей любимым учителем и наставником.

К середине сериала личность Кости раскрывается для нас по новому. Он не может простить младшему брату, что мать любила того больше и всегда принимала, как бы тот ни оступался. И даже девушка, которую так любил Костя, выбрала Антона и уехала к нему в Москву. В старшем живут обида и слепое желание мести, за которыми он перестает видеть свои ошибки и боль, которую причиняет окружающим. Он проецирует свою темную сторону на младшего брата, и грань реальности для него стирается.

Когда человек настолько отчуждает свою вину, агрессию или стыд, что не просто обвиняет другого, но всерьез считает, что именно другой сделал то, что сделал он сам — мы имеем дело с психологической защитой проекции, но в очень выраженной форме. Человек тогда не просто проецирует, он активно втягивает другого в отыгрывание своей проекции.

И Костя делает так, чтобы Антон действительно выглядел виноватым в глазах окружающих

Он не может выдержать амбивалентность между понятием хорошего и плохого. Он должен быть правым, чтобы не сойти с ума от стыда или боли, если окажется, что он — виноват. И поэтому готов обвинять кого угодно — родную мать, директрису, непутевого младшего брата.

Вся его психика работает как система защиты от разрушительной боли отвергнутости, нелюбви и обесценивания.

С другой стороны, мы видим, как выглядит путь Антона к раскаянию и как его в этом поддерживает героиня Ольги Лерман, которую не зря зовут Вера.

Будучи изначально скептически настроенной к Антону, она постепенно видит в нем его доброту и искренность, проявляющиеся в его небезразличии к ребятам.

Антон не отрицает свои ошибки, не пытается казаться лучше, чем он есть, не пытается быть правильным. Мы видим, что главный герой — не неудачник, а просто человек. И его искренность в этом заставляет детей довериться ему и обрести в его лице того самого наставника, самим обрести смелость быть свободными и слушать свое сердце.

Кадр из сериала «Урок»

blog.okko.tv

Что произошло в последней серии

В финале мы наблюдаем за развязкой всех конфликтов, которые происходили в сюжетных линиях.

Ученик Антона Гена забирает маму и уходит вместе с ней из дома отца, который применял к ним эмоциональное и физическое насилие. Раньше это насилие было для него единственным примером коммуникации, и он так же себя вел с одноклассниками, вымещая агрессию, которую боялся разместить дома. Но, получив новый опыт (доброта Антона по отношению к нему), он обрел силу и смелость защитить себя и маму.

Ученица Антона Саша находит работу и снимает квартиру, она больше не ждет от родителей, что они станут ей удобными, она принимает их выбор и строит свою жизнь, это открывает двери прощению и новым отношениям между ними.

Ринат остается в России вместе с бабушкой, которая растила его и любила как сына, и с Соней, которая поддержала его в трудную минуту.

Чингиз начинает встречаться с Сашей, которая полюбила его за то, что он помог ей, когда она ушла из дома

Темыча отпустили из отделения полиции — им с Милой удалось избежать наказания и извлечь урок из своих поступков.

Аня делает правильный выбор и пишет публичное письмо в социальных сетях о том, что ее слова про Антона были клеветой, и его отпускают на свободу. Для Ани это равносильно подвигу — для нее невыносимо было ослушаться Костю и выйти из глубоко слияния с ним, где все его мысли и решения были для нее верными по определению.

Кажется, что все слишком хорошо. Но пистолет, который Денис подобрал во время уличной драки, оказывается тем самым чеховским ружьем, которое обязательно выстрелит. Он узнает, что это Костя на самом деле состоял в тайных отношениях с Аней, к которой у него были чувства. Гнев ослепляет парня, и он приносит оружие в школу, чтобы убить Костю. И это продолжило бы цепочку зла, в которой одна месть и одна жестокость всегда будет порождать следующую.

Но Антон обрывает этот круг, заслонив в последний момент брата своей грудью.

В чем смысл финала сериала «Урок»

Образ Антона в финале сериала метафоричен и многослоен. Его фигура во многом выстраивается по архетипической оси страдающего праведника. А финал истории Антона отсылает нас к самопожертвованию Иисуса Христа — как культурного и психологического символа, а не буквально религиозной фигуры.

Смерть Христа — не просто физическая, а экзистенциальная кульминация принятия всей вины мира. Это не наказание, а активный акт любви и раскаяния за человечество, после которого возможна трансформация (воскресение). Антон погибает, спасая от смерти брата, прощая его за все, что тот сделал, и получая таким образом прощение для себя. И смерть героя в данном случае — символ его полного раскаяния и перерождения.

Почему после гибели брата Костя впадает в психотическое состояние, отрицая факт смерти, и говорит об Антоне так, словно тот жив? Это экзистенциальная попытка не сойти с ума от собственной вины, которую он впервые осознает.

«Я любовь эту буду теплить и вынашивать так, чтоб она разрослась во мне деревом, чтобы кончики пальцев стали ею окрашены, и чтобы ее во мне немерено»

Сериал наводит на размышления о личностном кризисе, вине, губительной мести, раскаянии и, конечно, любви.

Габриэль Марсель, французский философ-экзистенциалист и драматург, утверждал, что любовь — это не просто эмоция, а обещание присутствовать. В этом смысле «я люблю тебя» — это не «я чувствую», а «я есть здесь, с тобой, даже в твоей тьме».

Эта история — о том, как важно иметь наставника в уязвимом возрасте, когда кажется, что любое неверное действие — это конец. О том, что любовь — это желание и способность другого видеть тебя и выбирать оставаться рядом, помогать и прощать. О том, что прощения заслушивает каждый, но не каждый может простить. И о том, каким губительным это может оказаться.

В финале каждому подростку достается по котенку — это символ того, что любви главного героя хватило на всех, что она останется с ними, даже когда его уже нет рядом: «Сохрани свой свет, ведь не опустеет твоя ладонь До тех пор, пока ты — любовь».

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»