Как организовать книжный клуб: инструкция из 6 шагов для тех, кто хочет читать и общаться
Свои книжные комьюнити уже есть у актеров, музыкантов, политиков и прочих лидеров общественного мнения по всему миру. СМИ пишут о том, насколько совместное обсуждение книг снижает уровень тревожности и прокачивает коммуникативные навыки, а некоторые специально начинают ходить на встречи, чтобы найти вторую половинку с близкими интересами.
Так как все-таки организовать свой собственный книжный клуб?
1. Определитесь с концепцией и названием
Да, именно в таком порядке. Конечно, хочется как можно скорее обрести имя, «назвать корабль», но поверьте: гораздо проще выбрать название, когда вы понимаете, каким именно будет ваш клуб, а не подгонять формат под «вывеску».
Для начала вам нужно определиться, с какой целью вы хотите создать сообщество.
Бывают корпоративные книжные клубы, университетские, школьные, те, которые вырастают из дружеских переписок и обсуждений на кухнях и в телеграм-чатах, в целом — вариантов масса.
Чего именно вы хотите: просто читать и обсуждать сюжетную прозу или глубже изучить некую научную или социальную проблему? Развить навык общения или весело провести время и посмеяться над забавной историей? С этим связан и следующий вопрос: какую именно литературу вы хотите читать и обсуждать?
Есть клубы, которые концентрируются на научной фантастике, современной остро социальной или сентиментальной прозе, автофикшене. А есть и те, кто составляет жанровый план на год и читает разное.
2. Подумайте, как много участников вы хотите привлечь
Как показывает практика, оптимальное количество обсуждающих (чтобы разговор не забуксовал или дебаты не переросли в потасовку и перекрикивание друг друга) — от 5 до 12 человек.
Но хорошо, когда у вас уже есть первые желающие из числа ваших знакомых. А если нет?
Тогда надо предположить, где могут обитать ваши потенциальные соратники: можно создать аккаунт в соцсетях и разместить анонс там или же распечатать небольшую афишу-приглашение на первую встречу и отнести ее в местную библиотеку или независимый книжный магазин (если таковой имеется). Иногда для поиска может сгодиться и общедомовой чат.
3. Определитесь с форматом встреч
Например: собрания вашего клуба будут тематически оформлены (читаем биографию Илона Маска — идем на автодром или в планетарий, хотим обсудить Элизабет Гилберт — отправляемся на йога-ретрит, читаем про вампиров — надеваем черные кружева и бархат), может быть, вы планируете читать фанфики и готовы привлекать к обсуждению авторов.
Также важно понять на старте, как много вы готовы прочесть за определенный промежуток времени: некоторые клубы собираются раз в две-три недели, другим необходим месяц на чтение и подготовку. Кроме того, есть варианты сочетания форматов: не только прочесть книгу для обсуждения, но и посмотреть фильм на близкую тему. В целом, обсуждение длится час-полтора — этого достаточно, чтобы обменяться мнениями и не утомить участников.
Еще один момент, требующий анализа: есть ли у вас возможность проводить встречи оффлайн или же придется ограничиться виртуальным форматом? Часто оффлайн-клубы собираются в кафе, залах при библиотеках, парках (в теплое время года). При проведении «реальных» встреч иногда возникает вопрос об оплате для каждого участника: это может быть депозит, который просит принимающее заведение или оплата материалов, используемых в процессе встречи (небольшие памятные сувениры участникам или же изготовление чего-либо, что используется для проведения интерактива, например).
Даже если вы решили, что общение у вас будет исключительно оффлайн — заведите чат для вашего клуба (даже если вы не планируете вести соцсети сообщества). Это сильно поможет с его координацией и сблизит участников в процессе общения между встречами.
4. Установите правила выбора книг для обсуждения
В целом, можно выделить три основных варианта:
голосование из предложенных участниками книг;
очередность (это подходит клубам с постоянным составом — каждый раз читают книгу, предложенную следующим участником);
старая-добрая «диктатура» организатора.
5. Составьте устав клуба
Лучше на старте обозначить темы, которых нельзя касаться в обсуждениях, если таковые имеются. Нелишним будет и напоминание о вежливом отношении к мнениям друг друга. Книжный клуб — комфортное и безопасное «третье место», не стоит превращать его в поле боя и средство повышения самооценки. Также можно отметить необязательность дочитывания выбранной книги для участия во встрече (или наоборот — запретить вход для «не выучивших уроки»).
6. Не забудьте про модерацию
Подумайте, каким вы хотите видеть обсуждение? Возможно, вам близок формат свободного потока, когда участники сами направляют разговор. Другой вариант — модерация, и вот она уже требует подготовки: пригодится узнать побольше об авторе, произведении, выбрать самые яркие, на ваш взгляд, цитаты, составить пять-семь опорных вопросов.
С одной стороны, создание книжного клуба — вполне реальная вещь. С другой — все зависит от масштаба поставленной задачи. Например, если нужно организовать сообщество при крупной компании, по конкретному профилю и, желательно, с привлечением экспертов. Здесь уже может пригодиться помощь профессионалов: да, люди, создающие книжные клубы «под ключ» — существуют. Один из таких проектов — Inhound — ведет психофизиолог и нейроученый Полина Кривых.
«Наш слоган: „Знания без лекций“»
Полина Кривых
Психофизиолог, нейроученый, CEO Inhound. Автор телеграм-канала «Что-то на нейронаучном» и книги про улучшение памяти, научный редактор и переводчик 25+ книг про мозг и психологию
Телеграм-канал