«Я не буду как мои родители»: смогут ли зумеры сломать устои старшего поколения
«Когда я был подростком, я клялся себе: никогда не стану таким, как мой отец. Сейчас я сижу на кухне и понимаю, что из моих уст вылетает: „Сколько раз тебе говорить — за столом не сидят с телефоном!“» — пример из беседы в кабинете психолога.
Это одна из самых частых историй, которую я слышу в терапевтической работе с родителями подростков. Они приходят с болью и недоумением: «Как так вышло? Я вырос в жесткой, непонимающей семье, мечтал все сделать иначе. Но чем старше становлюсь, тем чаще ловлю себя на фразах своих родителей».
Мы взрослеем — и становимся теми, от кого бежали
Многие помнят, как в подростковом возрасте их раздражало все: замечания, давление, обесценивание чувств. Слезы от фразы «Ну и драму ты устроила», уколы за внешний вид, непонимание любви к определенной музыке. Тогда казалось: «Я буду другим взрослым. Я буду понимать, каково это — быть подростком».
Но вот приходит тот самый день. Вы — уже взрослые. У вас — свои дети, или племянники, или даже просто младшие коллеги. И вы вдруг говорите: «В наше время такого не было», «Ты хочешь, чтобы я все за тебя делал?», «Это не профессия — снимать себя в ТикТоке!»
Что это: потеря гибкости, старение — или глубинный психологический механизм?
Когда психика хочет стабильности, она опирается на шаблоны
С возрастом у человека появляется больше оснований полагать, что он что-то знает о жизни. Появляется опыт, ответственность, ценности. И если в 20-30 лет мы мало знаем и открыты к новому, то ближе к 40-50 мозг становится более экономным. Он не хочет перегрузки.
Например, подросток говорит: «Я нефор, слушаю хип-хоп и ношу челку ниже глаз». Мозг взрослого сразу воспринимает это как угрозу: «Подожди, что это? Это опасно! Вернись к знакомому». И человек говорит: «Ты выдумываешь. Иди лучше книжку почитай». Чем больше неопределенности вокруг, тем больше взрослому хочется зафиксировать реальность. А подросток по определению ее расшатывает.
Ирония судьбы: даже «отвязные» подростки становятся родителями-контролерами
Наблюдала такую сцену в гостях: отец, бывший рокер, тот самый «классный папа», который все понимает, сидит за столом с сыном-подростком. Сын рассказывает про видеоигру, в которой он прошел сложный уровень. Папа кивает, а потом сухо говорит: «А у тебя в комнате что, руки отвалились убраться? И вообще — взрослые с тобой разговаривают, телефон убери». Тот самый папа, который в 1990-е спорил с родителями про свою любовь к гитаре и свободе. Казалось бы, он должен понимать позицию своего ребенка, но нет.
Специалисты по семейным паттернам считают, что мы неосознанно становимся носителями того, что слышали и впитывали. Даже если всю жизнь этому сопротивлялись. Зигмунд Фрейд считал, что именно те родительские установки, которые наиболее подавляли волю ребенка, чаще всего становятся частью его собственного «Сверх-Я».
А по теории привязанностей Джона Боулби, даже если взрослый презирает поведение родителей, в стрессовых ситуациях он склонен повторять те же паттерны.
Это не про характер — это про механизм передачи сценариев
В психологии есть понятие интроекты — убеждения, фразы и реакции, которые мы «проглатываем» в детстве. Они становятся нашими внутренними автоматическими установками.
Даже если ты вырос в протесте, ты все равно вырос внутри этой системы. И когда сталкиваешься с похожими вызовами, срабатывает именно она. Особенно, если ты устал, тревожен или боишься потерять контакт.
Зумеры — не исключение
Поколение Z активно работает с собой, говорят о ментальном здоровье, знают, что такое травма, ведут блоги об эмоциях. Зумеры чаще, чем другие поколения, отмечают влияние соцсетей на свое самочувствие: как положительный эффект для самовыражения, так и отрицательный — из-за развития FOMO и влияния соцсетей на низкую самооценку. Но даже они не застрахованы от того, чтобы не превратиться в «душных» взрослых.
Потому что психика — не приложение, которое можно «обновить». Это живая структура. И взросление всегда связано с выбором: остаться гибким или закрыться, слушать или учить, оставаться в позиции живого контакта, а не правоты.
Что с этим делать?
1. Отслеживать автоматизм
Если вы поймали себя на фразе «Ты ничего не делаешь целый день!» — попробуйте остановиться и подышать. Тренируйте осознанность: спросите, что вы чувствуете и почему вы это сказали. Осознанность начинается с наблюдения, а не с обвинения.
2. Интересоваться, а не навязывать
Подросток ушел с головой в японскую культуру? Поищите, что его в ней привлекает. Не для того, чтобы понять до конца, а чтобы не обесценивать его интересы и мечты.
3. Учиться говорить по-новому
Вместо фразы «Сколько можно сидеть в телефоне!» скажите: «Я переживаю, что ты не отдыхаешь головой. Хочешь, поделаем что-то вместе?» Таким образом, вы не теряете границы — вы создаете связь.
Так, в моей практике женщина пришла с запросом о том, что не может совладать со своим сыном, которому исполнилось 16 лет. В процессе терапии стало понятно, что она транслирует паттерн поведения своих родителей — это гиперконтроль, гиперзабота. Она не видит в сыне отдельную личность: только она знает и решает, как ему жить. Тот же сценарий был и у нее, поэтому она решила сепарироваться от родителей, когда ей было 17 лет, уехав жить и учиться в другой город. Но сыну позволить такой «роскоши» она не может.
Осознавая, что она повторяет сценарий родителей и передает созависимую модель поведения, она нашла в себе силы изменить ситуацию, начав с себя. В процессе работы мы выстроили новую конструкцию общения с сыном. Она стала уважать его границы и больше занималась своей жизнью, что помогло наладить здоровые отношения в семье, сын начал больше открываться и доверять матери.
Быть живым, а не идеальным
Ребенку не нужен безупречный родитель, ему нужен настоящий. Тот, кто может сказать: «Слушай, я не понимаю твоей музыки, но ты так горишь — мне это важно». Тот, кто умеет признавать ошибку, не боится быть немного старым, но при этом остается интересующимся.